Фермерские угодья в России съест лес

Содержание

Передача

Фермерские угодья в России съест лес

ТАСС. 18 августа. Власти российских регионов в целом поддержали инициативу Общероссийского народного фронта (ОНФ) о передаче лесов, находящихся на землях сельскохозяйственного назначения, в лесной фонд, так как эта мера позволит прекратить бесконтрольные вырубки и защитить деревья от пожаров.

Федеральное агентство лесного хозяйства считает, что на такой шаг можно пойти только в том случае, если земли стали непригодны для сельхозработ.

При этом опрошенные ТАСС эксперты отметили, что сама процедура перевода территорий в лесной фонд потребует многомиллионных затрат, а изъятие земель приведет к потерям в сельском хозяйстве и ущемлению интересов собственников этих территорий.

В начале августа стало известно, что эксперты Центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса ОНФ планируют подготовить законодательные предложения по переводу лесов, находящихся на землях сельскохозяйственного назначения, в лесной фонд.

Координатор центра, депутат Госдумы Владимир Гутенев пояснял, что сейчас проблема по защите бывших колхозных лесов по-прежнему актуальна, поскольку без особого правового статуса они могут полностью исчезнуть, в связи с чем общественники выступают за их перевод в состав земель лесного фонда.

Защита “колхозных лесов”

Оценить площадь лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, фактически невозможно, но она насчитывает десятки миллионов гектар, рассказал ТАСС координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов. “К сожалению, сейчас эти лесные территории подвержены уничтожению, никакого учета этого процесса нет, – пояснил он. – Чтобы спасти их от уничтожения, мы готовим законодательные инициативы о передаче таких земель в состав лесного фонда”.

В некоторых регионах, например, в Ярославской области, такие лесные участки составляют почти половину всех лесов. “Поэтому правительство региона поддерживает эту идею, – отметил заместитель председателя правительства региона Роман Колесов. – Это решит проблему “колхозных лесов” и позволит их сохранить”.

Он пояснил, что до вступления в силу Лесного кодекса РФ в 2007 году участки с такими лесами приобретали или брали в аренду под видом земель сельскохозяйственного назначения, после чего на них начинали бесконтрольно рубить деревья, имеющие экономическую ценность. При этом никакие мероприятия по восстановлению леса не проводили. Похожая ситуация сложилась и в Тверской области, где были зафиксированы случаи вырубки леса на территории бывших колхозов.

Актуальна эта проблема и для Томской области, рассказал член регионального штаба ОНФ Сергей Жабин.

Местные власти при принятии генпланов развития территорий расширяют границы муниципальных образований и сельских поселений – как раз за счет лесов сельскохозяйственного назначения, где растут ценные породы деревьев.

“У нас полно сельхозземель, которые действительно заросли сорным кустарником. Почему же не используют их, а лезут в кедровые леса и сосновые боры?”, – отметил Жабин.

В Челябинской области еще 20 лет назад площадь заросших лесом сельскохозяйственных территорий составляла около 100 тыс. гектаров.

“Их планировалось передать в состав лесного фонда, но они оказались необходимы государству для выращивания сельхозкультур, – уточнил начальник главного управления лесами уральского региона Виктор Блинов.

– В настоящее время участки так и не возвращены в земли сельхозназначения и продолжают зарастать древесно- кустарниковой растительностью”.

Новый статус спасет от пожаров

Изменение правового статуса таких земель позволит не только контролировать вырубку леса, но и тушить лесные пожары.

“Когда простые граждане или мы сами видим на этих территориях возгорание, то просто передаем информацию в МЧС.

Мы не обязаны тушить эти леса, поскольку они не переданы нам в пользование”, – рассказал исполняющий обязанности начальника департамента лесного хозяйства Нижегородской области Юрий Сычев.

“Если подобная инициатива получит должную поддержку, решится ряд вопросов: насаждения будут защищены лесопожарными формированиями, лес будет находиться под наблюдением и охраной сотрудников лесничеств, лесопатологов и других специалистов”, – отметил министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шаверда.

Интересы сельского хозяйства

В Федеральном агентстве лесного хозяйства ТАСС сообщили, что в ведомстве считают целесообразным передавать в лесной фонд такие земли только в том случае, если они находятся в запустении и стали непригодны для ведения сельского хозяйства.

“Такие земли сохраняют высокий потенциал для ведения лесного хозяйства, а их передача в лесной фонд позволит их рекультивировать и вернуть в нормальный экологический оборот”, – отметили в Рослесхозе.

Опрошенные эксперты пояснили, что выращивание леса на территориях, пораженных оврагами, балками и эрозией, способно со временем вернуть земле сельскохозяйственную ценность.

По словам профессора кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета (МГЮА) им. О. Е.

Кутафина Ирины Красновой, зарастание угодий мелколесьем – это ухудшение состояние земель, за которое собственников можно штрафовать.

“Они должны поддерживать земли сельхозназначения в надлежащем состоянии, а не допускать зарастание земель сорняками, и тем более лесом”, – считает Краснова.

По ее мнению, сельское хозяйство, безусловно, “потеряет от передачи земель”. Особенно сильно это коснется регионов Центрального федерального округа России, где, отметила эксперт, больше всего запущенных сельхозземель.

Большие расходы

По мнению опрошенных ТАСС экспертов, процедура перевода сельхозземель в ведение Гослесфонда столкнется с проблемой финансирования.

“На землях фонда действует лесной кодекс, пресекаются административные нарушения, ведется охрана, воспроизводство и защита лесов, а на землях сельхозназначения леса есть, но не производятся ни охрана, ни защита лесов.

Суммы на лесоустроительные работы нужны большие.

Это проблема не только Республики Алтай, но и всей страны”, – пояснила заместитель министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Лариса Капустина.

На территории Нижегородской области бесхозными остаются около 94 тыс. гектаров леса, которые невозможно принять на учет из-за отсутствия соответствующих документов.

“Чтобы поставить их на кадастровый учет, необходимо определить границы леса, получить информацию о том, что там произрастает, какой возраст деревьев и какой их запас.

На это необходимо более 2 млрд рублей”, – рассказал исполняющий обязанности начальника департамента лесного хозяйства Нижегородской области Юрий Сычев.

Он отметил, что у региона нет возможности выделять столь значительные суммы – особенно с учетом того, что земли при этом переходят в федеральную собственность.

Права собственников

По словам Сычева, принять эти земли государству тоже будет непросто. “Как правило, на них имеются права третьих лиц, – рассказал и.о. начальника департамента лесного хозяйства Нижегородской области. – В свое время они могли быть переданы в коллективно-долевую собственность, и эта проблема вскроется, когда начнется процесс постановки на кадастровый учет”.

Профессор МГЮА им. О. Е. Кутафина Краснова отметила, что перевод земель в состав лесного фонда должен происходить в порядке изъятия их у собственников, при этом отдельно необходимо рассматривать вопрос о возмещении их стоимости.

“В целях защиты прав сельскохозяйственных товаропроизводителей можно предусмотреть в проекте закона их право на предоставление [собственникам] лесных участков в аренду с целью заготовки древесины для нужд сельскохозяйственного производства без проведения аукциона”, – добавил заместитель председателя правительства Ярославской области Роман Колесов.

Глава карельской общественной природоохранной организации “СПОК” Ольга Ильина, в свою очередь, выразила мнение, что сельхозземли можно попробовать оставить в составе земель сельхозназначения, но при этом разрешить на них выращивать лес.

“Это даст возможность собственникам законно выращивать лес на этих участках, и при этом земля останется в их собственности”, – пояснила она.

В противном случае участки будут изыматься, и бывшие собственники смогут их получить только на общих основаниях – через аукцион.

Источник: https://tass.ru/v-strane/4490004

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства

Фермерские угодья в России съест лес

Бесплатно получить землю под фермерское хозяйство можно в собственное владение и в наем с определенным сроком либо бессрочно. Сделать это могут лица, имеющие статус гражданина России, или не имеющие такового. Но при этом свою предпринимательскую деятельность они должны осуществлять в рамках крестьянско-фермерского хозяйства.

Законодательное регулирование

Деятельность КФХ регламентируется положениями гражданского законодательства и ФЗ-74 от 11.06.03г.

Ими определяется возможность создания фермерского хозяйствования ИП и организациями, соответственно и участок передается организациям и предпринимателям.

Основными сферами деятельности фермеров устанавливаются:

  • Производство и перерабатывание продукции сельского хозяйства и продуктов животноводства;
  • Их перевозка, сохранность, реализация.

На угодьях, принадлежащие КФХ, может осуществляться:

  • Растениеводство (выращивание зерна, кормовых и других культур, табака и другое);
  • Животноводство (разведение различных животных – лошадей, коз, овец, свиней, кроликов, выращивание птицы, оленей, верблюдов, шелкопряда, пчеловодство);
  • Овощеводство (сбор орехов, грибов, ягод, выращивание фруктов и винограда).

ВАЖНО! Угодья фермы могут использовать все, входящие в его состав, люди для произведения продуктов для собственного употребления. При этом не потребуется регистрация компании или ИП.

Под фермерским имуществом подразумевается:

  • Земля;
  • Строения и здания;
  • Хозяйственные постройки (склады, сараи и пр.);
  • Мелиоративные сооружения и орошатели;
  • Сельскохозяйственное оборудование и спецтехника;
  • Рабочая скотина и домашняя птица;
  • Машины и инвентарь.

Порядок предоставления участков КФХ, предъявляемые к ней требования и их предназначение определяются в ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».

Кто может получить землю

Возможность получить земельную территорию имеют физические лица и компании. Обращаясь за выдачей земли, необязательно регистрироваться в качестве предпринимателя или организации. Но в случае, если планируется предпринимательская деятельность в виде реализации сельскохозяйственной продукции, то придется зарегистрировать её в установленном порядке.

Заниматься фермерством вправе как граждане страны, так и другие люди, имеющие гражданство другого государства. Они могут арендовать землю у частного лица либо у государства, или выкупить её в собственное владение.

Какие угодья могут предоставляться

Земельные площади, выдаваемых КФХ, имеют сельскохозяйственное назначение. Они должны располагаться за пределами сельского поселения и включать различные объекты, на которых находятся леса, поля, водоемы, здания и постройки, дороги, различные коммуникации.

Под защитой государства находятся особенно ценные площади сельхозназначения. К ним относятся территории, стоимость в кадастре которых выше средней в муниципальном образовании на 10%, и искусственно орошаемые или осушаемые наделы.

Представляемый участок считается неделимым, поэтому его владельцы обладают долями в нем без их разделения на части. Поделить его получится только в случае прекращения деятельности фермы.

Представленные угодья могут использоваться в целях, для которых они представлены. Их возможным использованием может служить следующие разновидности:

  • Высадка цветов;
  • Разведение птицы и рыбы;
  • Садоводство и овощеводство;
  • Виноградарство;
  • Пчеловодство;
  • Охотничьи угодья;
  • Для организации рыбного хозяйствования;
  • Сенокоса и выпаса домашнего скота;
  • Создание охранных насаждений леса.

Заявитель может сам определять необходимый размер передаваемого надела.

Необходимые документы

Обращаясь в муниципалитет, помимо заявления потребуется представить:

  • Удостоверение личности лица;
  • Кадастровый паспорт:
  • План участка и выписка из ЕГРП;
  • Постановление административного органа;
  • Платежный документ об оплате стоимости угодий;
  • Квитанция уплаты госпошлины за совершение регистрационных действий.

Порядок получения земли под КФХ

Это можно сделать несколькими способами:

  1. Организация аукциона, инициатором которого выступает органы муниципальной власти, когда надел входит в их сферу распоряжения.
  2. Проведение конкурса по инициативе лиц с возможным выкупом объекта в личное владение.
  3. Получение территории в наем без торгов для некоторых категорий лиц.
  4. Арендные обязательства в отношении земли, не стоящей на кадастровом учете, без проведения торгов.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства заключается совершении следующих действий:

  1. Выбор подходящего варианта.  Подбор можно осуществить:
  • Путем обращения в местный муниципалитет. У них скапливаются данные о наличии пустующих объектов;
  • Приняв участие в публичном аукционе, сведения о которых публикуются на электронных ресурсах или в печатных СМИ;
  • Выявить информацию на портале Росреестра.
  1. Представление заявления о выделении земельной площади. Оно подается в административные органы власти, уполномоченные на его принятие. В запросе необходимо указать данные об объекте:
  • Цель использования:
  • Полномочия обратившегося;
  • Условия передачи угодий в собственность (безвозмездно или за плату):
  • Необходимость представления территории необходимого размера (количество участников и работников, оборотные объемы);
  • Подписанное соглашение о создании КФХ;
  • Временной период, если аренда предполагается на небольшой срок.

Заявка рассматривается в течении 14 дней, проект определения границ утверждается около одного месяца.

  1. Организация торгов. Получив заявление, сотрудниками администрации публикуется извещение о намерении передать угодья в аренду и приглашаются претенденты к участию в конкурсе. Если никто не изъявил желания поучаствовать в мероприятии, участок предоставляется инициатору без проведения торгов. Если желающие все же есть, по результатам аукциона цена аренды может вырасти существенно.
  2. Осуществление кадастрового учета. В ситуации, когда административный орган предварительно одобрил заявку, обратившийся должен произвести межевание объекта и его постановку на учет за свой счет. Иногда такие расходы берет на себя местный муниципалитет. Кадастровый инженер землеустроительной организации устанавливает границы территории, осуществляет топографическую съемку и оформляет необходимую документацию.Получив бумаги, нужно сдать их в Росреестр для внесения информации в единый кадастр и получения паспорта.

ВНИМАНИЕ! Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.

  1. При принятии положительного решения в пользу собственника КФХ, административный орган подписывает с заявителем соглашение о продаже или аренде земельного имущества. В нем должны быть указаны все существенные условия совершения сделки, в частности:
  • Сумма арендных платежей;
  • Права и обязательства сторон;
  • Возможность дальнейшей покупки участка в собственность.

Когда срок его действия заканчивается, его можно:

  • Продлить;
  • Расторгнуть;
  • Выкупить надел в собственность
  1. Передача земли во владение. Земельное законодательство определяет возможность выделения с/х территории в безвозмездный наем с последующим переводом его в частную собственность, если участок использовался в течении пяти лет по назначению. Его можно выкупить у государства после окончания аренды за минимальную сумму.

ВАЖНО! Договор должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, только после этого правомочия владения участком вступят в силу.

Когда могут отказать

Обратившемуся гражданину могут отказать в предоставлении с/х угодий. Причинами для этого могут послужить:

  • Требуемая площадь больше пределов, устанавливаемых администрацией поселкового совета;
  • Представлен не полный перечень документов;
  • Бумаги содержат несоответствия и неточности;
  • Объект обременен правами заинтересованных лиц.

О принятом решении сообщается заявителю с указанием причин отказа. Необоснованность доводов может послужить опротестованию их в судебном порядке.

Можно ли строить на земле фермерского хозяйства

На земельной территории КФХ допускается строительство различных строений несельскохозяйственного назначения. Это могут быть жилые, промышленные и рекреационные здания. Площадь таких построек не может занимать более 30% всего надела. Застройка регламентирована складывающейся практикой муниципального образования и утвержденным проектом.

Чтобы официально оформить жилой дом и прописаться в нем, необходимо чтобы его высота не превышала трех этажей. Для его возведения нужно представить доказательства необходимости постоянного присутствия человека на ферме. Это может быть постоянный уход за животными и другие причины.

Застройка с/х территорий регламентирована положениями ГК РФ, который устанавливает важность соблюдения градостроительных, пожарных, строительных, санитарных стандартов при её осуществлении.

Помимо жилья, собственник КФХ может возводить и другие постройки по своему желанию. Строительство капитальных зданий должно сопровождаться получением разрешения на строительство. Временные постройки могут возводиться без согласования с соответствующими службами. Это могут быть сараи, склады, навесы и иное. Их регистрация в Росреестре не нужна.

Надо отметить, что для развития фермерства в России предоставляются земли с/х назначения в аренду либо в собственное владение. На них могут выращиваться различная продукция либо разводиться скот, рыба и другие животные. Максимальная величина предоставляемой территории будет зависеть от количества участников фермы и нормативов, установленных в регионе.

Источник: https://law03.ru/land/article/kak-poluchit-zemlyu-pod-fermerskoe-xozyajstvo

Порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения

Фермерские угодья в России съест лес

Аренда земельного участка под сельхозцели, как это часто бывает, является очень актуальным вопросом для многих фермеров страны.

Совсем недавно, с 1 марта 2015 года, в силу вступили новые изменения в земельное законодательство, в связи с чем требуется детальный анализ вступивших нововведений и подробное разъяснение касательно регулирования отношений по порядку предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Нормативно-правовые основы

В соответствии с законодательством государственные и муниципальные земли сельхозназначения предоставляются как физическим, так и юридическим лицам на правах собственности или аренды на основании порядка, установленного статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

В аренду государственные или муниципальные земли с/х назначения предоставляются по части 1 статьи 10 названного выше закона и согласно порядку, установленному статьей 34 Земельного кодекса РФ.

У кого есть право на получение?

Земельные участки сельхозназначения, которые принадлежат государству или муниципалитету, могут быть переданы в собственность или аренду:

  • физическим лицам,
  • юридическим лицам.

Регулирование порядка предоставления осуществляется Земельным кодексом РФ и другими нормативными актами федерального и регионального значения.

Требования к сельскохозяйственным участкам

В основном главными требованиями приобретателей и арендаторов земельных участков сельскохозяйственной направленности являются месторасположение земель и размеры.

Минимальная площадь земельного участка под сельское хозяйство может быть установлена законодательными актами субъектов Российской Федерации, которые основываются на требованиях Земельного кодекса РФ и других федеральных законов.

Максимальный размер суммарной площади с/х земель, которые находятся в пределах территории одного муниципального образования и в собственности одного лица или одной организации устанавливается в пределах 10% от всей площади сельскохозяйственных земель муниципального образования.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

При непосредственном использовании земельного участка сельхозназначения государство требует соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, инструкций. При этом запрещается загрязнять, захламлять, ухудшать плодородие почв на землях с/х назначения.

Как получить землю под сельское хозяйство?

Приобретение земель сельхозназначения в собственность — занятие непопулярное и достаточно дорогостоящее. Позволить себе такую покупку могут крупные юридические лица и очень богатые граждане.

В основном по этой причине земли такого вида разрешенного использования предоставляются государственными и муниципальными органами на условиях аренды.

Поэтому рассмотрим наиболее распространенный способ предоставления земель с/х назначения, т.е. как взять участок в аренду.

Процедура предоставления земель, предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса РФ, является следующей:

Подача заявления

Для начала граждане, которые хотят получить земельный надел на условиях аренды из земель государственной и муниципальной собственности не в строительных целях, подают в письменной форме или через единый портал государственных и муниципальных услуг заявление органу местного самоуправления. Данное заявление можно также подать с помощью многофункционального центра.

В заявлении обязательно определяется цель применения земельного надела, его предполагаемая площадь и месторасположение, испрашиваемое право на землю.

Подготовка документов

На основании поданного заявления орган местной власти в течение месяца с момента поступления заявления при учете зонирования территорий принимает и предоставляет заявителю план-схему расположения земельного надела на кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обязан обеспечить за свои средства осуществление на земельном участке кадастровых работ, а затем обратиться с заявлением в кадастровую службу о проведении государственного кадастрового учета данной земли согласно порядку, утвержденному Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Принятие решения

Местная муниципальная администрация за две недели со дня предоставления кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок должна принять решение о выделении данного земельного надела в аренду заявителю и направить ему копию данного решения (постановления), приложив к ней кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.

Оформление договора аренды

Последним этапом будет оформление договора аренды земли в течение недели после принятия вышеуказанного решения.

СМИ, в которых будет распространяться такая информация, определяются непосредственно властями субъекта Российской Федерации. При этом решение будет принято только если за месяц после опубликования известия об аренде не поступило новых заявлений.

Если же за месяц было подано 2 и более заявлений о выделении земельного участка из земель с/х назначения на правах аренды, то такой земельный участок будет предоставлен только по результатам торгов (конкурсы, аукционы).

Торги (конкурсы, аукционы) по продаже или аренде земельных наделов сельхозназначения организуются и проводятся на основании статьи 38 Земельного кодекса РФ.

Стоит также отметить, что участок, предоставляемый гражданину или организации в аренду, может быть в дальнейшем выкуплен в собственность по рыночной стоимости, установившейся на данной территории либо по цене, определенной законами субъекта РФ, по прошествии 3-х лет со дня заключения договора аренды при условии, что все требования по использованию земельного участка соблюдены.

Также следует сказать, что отдельные льготные категории граждан (например, многодетные семьи, инвалиды и т.д.) имеют право на получение земельного участка бесплатно.

Возможные причины отказа

Основания для отказа в предоставлении государственных и муниципальных земель с/х назначения являются общими для всех категорий земель. Так, причинами отказа могут быть:

  • Представленные в администрацию документы для получения участка не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  • В представленном пакете документов нет всего необходимого перечня;
  • Представленные документы оформлены неправильно;
  • Отсутствует бесспорное подтверждение прав заявителя на объекты недвижимости и на земельный участок.

Возможность застройки земельного участка с/х назначения

Немногие знают, что на землях с/х назначения разрешается строить здания, строения и другие сооружения. Такая возможность законна согласно ряду законодательных норм, регламентирующих условия подобного строительства.

Как показывает практика, местные органы власти недостаточно осведомлены о федеральных нормах законодательства, в соответствии с которыми местные муниципалитеты должны выдавать разрешения на строительство в пределах территорий сельскохозяйственных угодий.

Статья 40 Земельного кодекса РФ разрешает собственнику земли строить здания, строения, сооружения жилого, производственного, культурно-бытового назначения в соответствии с целевым назначением земельного надела, его видом разрешенного использования, если при этом будут соблюдаться градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и другие правила, нормативы.

Согласно статье 78 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья можно использовать, чтобы организовать сельскохозяйственное производство, создать защитные насаждения, осуществлять научно-исследовательскую, учебную и другую связанную с сельским хозяйством деятельность.

В статье 6 Закона о крестьянско-фермерском хозяйстве закрепляется состав имущества всего фермерского хозяйства: сюда относится земельный участок, хозяйственные и другие строения, мелиоративные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое необходимое для организации крестьянско-фермерской деятельности имущество.

В том же законе, в статье 11, вовсе сказано, что в целях организации сельского хозяйства на земельных участках сельскохозяйственного назначения могут возводиться необходимые для такой деятельности здания, строения, сооружения.

Статья 77 Земельного кодекса РФ определяет возможное наличие в составе сельскохозяйственных земель как дорог, коммуникаций, лесных насаждений, водных объектов, так и зданий, строений, сооружений, используемых в целях производства, хранения и стартовой переработки продукции сельского хозяйства.

Таким образом, судя по многочисленным законодательным формулировкам, можно сказать, что не существует запрета на возведение зданий, строений и сооружений на сельскохозяйственных земельных участках. Главное условие тут — регистрация крестьянско-фермерского хозяйства.

Особенности использования земель сельскохозяйственной направленности

Использование сельскохозяйственных угодий регламентируется статьей 78 Земельного кодекса РФ.

Сельскохозяйственные земли разрешается использовать в целях образования сельскохозяйственного производства, формирования ветрозащитных лесных насаждений, организации рыбоводства, реализации научно-исследовательских, учебных и других касающихся сельскохозяйственного производства целей.

При этом земли в таких целях могут использовать:

  • Крестьянско-фермерские хозяйства;
  • Граждане, которые хотят вести личное подсобное хозяйство (ЛПХ), садоводство, животноводство, огородничество;
  • Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие коммерческие организации;
  • Некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  • Казачьи общества;
  • Опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в сельскохозяйственной сфере, общеобразовательные организации;
  • Общины коренных малочисленных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, желающие сохранять и развивать свой традиционный образ жизни, хозяйствования и промысла.

На землях с/х назначения разрешается осуществлять деятельность в области охотничьего хозяйства, если иное не предусматривается нормами законодательства.
Сельскохозяйственные земли, находящиеся в пределах 30 км от границы сельских населенных пунктов, нельзя использовать в других, не касающихся ведения сельского хозяйства, целях.

Таким образом, процедура получения земли сельхозназначения в собственность или в аренду практически такая же, как и при получении земельного надела другой категории. Следует только учитывать, что данная категория земель находится под особой охраной, такие земли запрещается использовать не по назначению, загрязнять и иным образом разрушать плодородие почв.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/stroitelstvo/kak-poluchit-zemli-selxoznaznacheniya.html

Сельскохозяйственные угодья: понятие, состав, использование

Фермерские угодья в России съест лес

Все земельные угодья в нашей стране подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. В зависимости от климатических условий, способа использования и качественного состояния выделяют также подвиды этих двух групп.

Определение

Что же такое сельскохозяйственные угодья? Определение этого понятия вполне конкретно (в отличие от категорий). Сельскохозяйственными угодьями называют земли, предназначенные для выращивания культурных растений, разведения скота и выполнения сопутствующих работ. Каждый такой участок имеет замкнутые границы и определенное местоположение.

К сельскохозяйственным угодьям относятся следующие группы наделов: пашня, пастбища, сенокосы, многолетние насаждения, залежь. Один подвид в процессе ведения хозяйственной деятельности может переходить в другой. Но происходит это очень редко.

Пашни, залежь и многолетние насаждения

Большую часть сельскохозяйственных угодий составляют участки, предназначенные под засев культурных растений. Такие наделы относятся к пашням. Но только в том случае, если они систематически обрабатываются.

Помимо полей с культурными растениями, в эту группу включены посевы многолетних трав на участках севооборота, выводные поля и чистые пары. Общая площадь всех пашен Земли на сегодня составляет порядка 1,3 млрд га. Это около 3% поверхности суши.

Общая площадь сельхозугодий в России – 2434,6 тыс. га. При этом на пашни приходится 60% всех земель.

Под определение «залежь» попадают участки, ранее распаханные, но не используемые под выращивание растений более года, а также не подготовленные под пар. Многолетние насаждения — это угодья, искусственно засаженные деревьями, кустарниками и многолетними травами. К этой группе относятся, к примеру, ягодники, сады, виноградники, хмельники, плантации чая и т. д.

Сенокосы и пастбища

Использоваться сельскохозяйственные участки могут не только в растениеводстве, но и в животноводстве. Так, к сенокосам относят те наделы, на которых растут многолетние травы.

Основное назначение земель этого типа — кормление скошенной на них растительностью скота в зимний период времени. Такие угодья, в свою очередь, классифицируются еще на несколько групп.

По качественному признаку различают сенокосы:

  1. Чистые. На таких угодьях нет кочек, пней, больших камней, деревьев и кустарников. Покос на наделах этого типа может производиться с максимальной отдачей.
  2. Закочкаренные. К этой группе относятся участки, покрытые кочками минимум на 10%.
  3. Залесенные и закустаренные. Такие участки на территории нашей страны — не редкость. Отнесены к этой группе угодья, покрытые древесно-кустарниковой растительностью на 10-70%. Покос на таких участках сложен и требует большого количества времени.

Кормовых угодий, заросших лесом и кустарниками, в России насчитывается около 10 млн га, закочкаренных — порядка 2,2 млн га.

В зависимости от степени увлажнения такие сельскохозяйственные угодья классифицируются на:

  • заливные;
  • суходольные;
  • заболоченные.

Из двух первых групп дополнительно выделяют улучшенные участки.

Пастбищами называются угодья, предназначенные для выпаса скота в теплое время года, не относящиеся к сенокосам или залежам. Существует всего две разновидности таких участков: заболоченные и суходольные.

Последние обычно располагаются в поймах рек и ручьев и подтопляются во время весеннего паводка на непродолжительное время.

Заболоченные пастбища располагаются в низинах, на окраинах болот и на слабодренированных территориях.

Суходольные участки подразделяются на долголетние культурные и улучшенные. Как и сенокосы, пастбища могут классифицироваться по качеству. В этом плане различают чистые, закочкаренные и залесенные участки.

Не слишком качественных угодий этой группы у нас в стране, к сожалению, довольно-таки много.

Однако при наличии у сельхозпредприятий денежных средств и грамотно разработанных проектов хозяйствования ситуация может быть улучшена.

Земельный кодекс Российской Федерации № 78-Ф3

Использование сельскохозяйственных угодий регулируется государством. При выполнении разного рода работ на таких участках руководствуются прежде всего Федеральным законом № 78-Ф3 «О землеустройстве», принятым в 2001 году. Относятся участки рассматриваемой группы к категории земель сельскохозяйственного назначения. Сюда же включены:

  • земли, занятые под внутрихозяйственные коммуникации и дороги;
  • заградительные лесополосы;
  • земли с замкнутыми водоемами;
  • участки, занятые под разного рода сооружения, предназначенные для хранения или первичной переработки сельхозпродукции.

Использование земель сельскохозяйственного назначения регулирует Земельный кодекс Российской Федерации. В этом законе определены субъекты прав на участки, правовой режим фермерского хозяйства и права граждан, занимающихся огородничеством, садоводством или разведением скота на личных подворьях.

Передача в другие категории

Сельскохозяйственные угодья по закону подлежат особой охране. Такие земли переводятся в другие категории лишь в исключительных случаях. Передача может быть осуществлена только при необходимости:

  • выполнения международных обязательств;
  • разработки месторождений полезных ископаемых;
  • обеспечения безопасности государства;
  • содержания объектов культурного наследия.

Особо ценные угодья

По качеству существующие в России сельскохозяйственные угодья могут классифицироваться на:

  • Участки с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня.
  • Особо ценные в данном регионе.
  • Нарушенные земли.

Особо ценные сельскохозяйственные угодья, к которым, помимо всего прочего, могут быть отнесены опытные участки научных и образовательных организаций, часто включаются в перечень земель, использование которых для других целей, кроме как, собственно, сельскохозяйственных, не допускается.

Экономическая эффективность использования

Качество сельскохозяйственные угодья, таким образом, могут иметь разное. Сравнить ценность конкретных участков относительно друг друга позволяет экономическая оценка.

Она может быть общей, производимой на основе сравнения затрат и результатов по всей совокупности выращиваемых культур, или частной. В последнем случае определяется степень эффективности возделывания конкретных разновидностей сельскохозяйственных растений.

Производиться такая оценка может при планировании и распределении производства или выявлении конкретных результатов деятельности предприятий.

То, насколько эффективно используются сельхозугодья в том или ином случае, определяется системой стоимостных и натуральных показателей. Основными при этом являются:

  • стоимость валовой продукции и чистый доход;
  • урожайность ц/га;
  • окупаемость затрат, вложенных в угодья;
  • рентабельность сельхозпредприятия.

Иногда в качестве дополнительных показателей используются также сравнение удельного веса общих сельхозугодий, пашни и посевов.

Чаще всего эффективность использования земель проверяется методом бонитировки. Рассчитывается она по комплексу показателей урожайности за последние 3-5 лет. Также учитываются:

  • удельный вес дифференцированного дохода;
  • производственные затраты;
  • выход валовой продукции;
  • качество угодий и т. д.

Назначение земель, используемых в сельском хозяйстве, может быть разным. Но в любом случае основным показателем их качества является плодородие.

Рациональным называют такое использование земель, при котором возможно получение максимальных урожаев без снижения этого показателя.

Действующее сегодня в России законодательство предусматривает экономическое стимулирование землепользователей, землевладельцев и арендаторов к применению таких методов ведения хозяйства, при которых плодородие участков не только не уменьшается, но и всемерно увеличивается.

Помимо ухудшения состава и структуры земли, нерациональное использование может привести к их загрязнению и подтоплению.

Для того чтобы избежать деградации почв, прежде всего следует соблюдать севооборот, грамотно использовать тяжелую технику (во избежание переуплотнения земли), применять минеральные удобрения только в нужных количествах и в срок, при необходимости производить известкование и т. д.

География сельхозугодий в России

Подсечно-огневое земледелие в зоне смешанных лесов в нашей стране сложилось уже к началу 6-го века. В 14-15-м веках оно сменилось паровым. В 18-м в. в средней полосе России начался этап сплошного освоения земель. Немного позднее зона сельскохозяйственных угодий распространилась в среднюю и северную тайгу.

К 20-му столетию освоение земель было по большей мере завершено. Сложившаяся в прошлом веке картина географии угодий практически не изменилась и до наших дней. Исключение составляет лишь освоение целинных земель.

К настоящему времени около 50% всех пахотных земель приходится на европейскую часть России, 30% – на Южный Урал и 20% – на юг Сибири.

Источник: http://fb.ru/article/232780/selskohozyaystvennyie-ugodya-ponyatie-sostav-ispolzovanie

Лес на землях сельскохозяйственного назначения

Фермерские угодья в России съест лес

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой земли, расположенные за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственных работ.

В состав таких земель входят участки, занятые дорогами, коммуникациями, зданиями, сооружениями, сельхозугодьями, а также лесными насаждениями, обеспечивающими защиту территории от негативных воздействий (Земельный кодекс РФ, статья 77).

Лес — экологическая система, главной жизненной формой которой являются деревья. Лес может располагаться на территории лесного фонда либо землях других категорий, к которым относятся и земли сельхозназначения.

В соответствии с назначением земель, на территории которых располагается лес, осуществляется защита, охрана, использование и воспроизводство данных лесов.

Границы сельскохозяйственных земель с лесными насаждениями устанавливаются по правилам лесного законодательства, земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (Лесной кодекс РФ, статья 6).

Использование лесов для сельскохозяйственной деятельности

Лес может использоваться для нужд сельского хозяйства (выпас животных, пчеловодство, сенокошение, оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и другая деятельность).

На предоставленных для сельского хозяйства лесных участках можно размещать улья и пасеки, возводить навесы, изгороди и иные временные постройки.

Граждане и юридические лица имеют право использовать леса для проведения сельхозработ на основании договоров по аренде лесных участков.

В целях осуществления гражданами сельскохозяйственной деятельности (включая пчеловодство) для собственных нужд, расположенные на сельскохозяйственной территории леса предоставляются им в безвозмездное пользование либо устанавливается ограниченное право пользования (сервитут). Использование лесов при ведении сельского хозяйства осуществляется по правилам, которые устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Лесной кодекс РФ, статья 38).

Рубка леса на землях сельскохозназначения

Рубкой лесных насаждений (деревьев и кустарников) признается процесс их валки после срезания, срубания, спиливания и т.д., либо другая деятельность, связанная с этим процессом технологически — хранение древесины, частичная переработка, трелевка и пр.

 В соответствии с Федеральным законом, если иное не предписано Лесным Кодексом, рубка возможна для заготовок древесины на площади лесного участка, лесосеке, лесном квартале или лесотаксационном выделе с учетом установленных качеств подвергаемых рубке лесов:

  1. Лесные насаждения, характеризующиеся как спелые либо перестойные;
  2. Лесные насаждения любого возраста, если они предназначены для реконструкции, строительства и эксплуатации объектов, которые предусмотрены ст. 13, 14, 21 ЛК;
  3. Средневозрастные, приспевающие, спелые, перестойные лесные насаждения при уходе за лесами и вырубке погибших либо поврежденных кустарников и деревьев.

Порядок рубки лесных насаждений определяют правила заготовки древесины, правила порядка в лесной зоне, а также правила санитарной и пожарной безопасности (ЛК РФ, статья 16).

Вырубку и продажу леса на землях сельхозназначения необходимо согласовывать с местными органами власти (Министерство лесного хозяйства).

Если леса предоставлены для сельского хозяйства, перед рубкой лесных участков, которые были предоставлены в бессрочное пользование или аренду, требуется составить проект освоения лесов и подать соответствующую декларацию на рассмотрение органам государственной власти и органам местного самоуправления (ЛК РФ, статья 88). 

Ответственность за рубку

За незаконную вырубку леса правонарушитель привлекается к ответственности. Существуют разграничения наказаний за данные действия — наказание по Уголовному кодексу и Кодексу об административных правонарушениях РФ. Вид ответственности зависит от размера ущерба и конкретных обстоятельств дела.

  • КоАП РФ, статья 8.28: повреждение лесных насаждений, самовольное выкапывание деревьев и незаконная рубка влекут наложение административного штрафа от 3 до 4 тыс. руб. для граждан, 20-40 тыс. руб. должностным лицам, от 200 до 300 тыс. руб. юридическим лицам.
  • Уголовный кодекс РФ, статья 260, часть 1: повреждения, влекущие прекращение роста лесных насаждений, также как и незаконная рубка, совершенные в значительном масштабе, наказываются штрафом до 500 тысяч рублей, обязательными работами сроком до 480 часов, исправительными работами до двух лет, принудительными работами до 2 лет либо лишением свободы на срок до 4 лет.

Если причиненный ущерб не превышает сумму в 5 тысяч рублей, то уголовная ответственность может не последовать.

Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/selhoz-zemli/les-na-zemlyah-selskohozyaystvennogo-naznacheniya.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.